Сочетанные эндовидеохирургические операции у онкологических больных.

Давидович Д.Л., Атрощенко А.О., Яськов К.Н., Диланян О.Э.

Московский государственный медико-стоматологический университет. Кафедра факультетской хирургии No2 лечебного факультета

В настоящее время происходит внедрение лапароскопических технологий в комплексное лечение больных с онкологическими заболеваниями. Мировой опыт проведения таких вмешательств показал их оправданность и целесообразность. Одним из нерешенных на сегодняшний день вопросов является проблема симультанной хирургической коррекции сочетанных заболеваний органов брюшной полости у онкологических больных.
Цель исследования: Улучшить результаты лечения онкологических больных с сочетанной хирургической патологией путем внедрения современных миниинвазивных эндовидеохирургических технологий.
Задачи: Оценить особенности выполнения симультанных лапароскопических операций и течения раннего послеоперационного периода у больных с онкологической патологией.
Материалы и методы: Проанализированы результаты лечения 90 пациентов, находившихся на лечении на клинических базах Кафедры факультетской хирургии No2 Московского Государственного Медико-стоматологического Университета, из них у 45 пациентов (основная группа) была выполнена сочетанная эндовидеохирургическая коррекция заболеваний органов брюшной полости. Пациенты, перенесшие только онкологические вмешательства, составили группу контроля.
Результаты: Продолжительность симультанных лапароскопических вмешательств у онкологических больных превышает продолжительности изолированных хирургических вмешательств на 55+/-32,6 (10-205) минут. Выполнение симультанной хирургической коррекции не сопровождается клинически значимым увеличением объема интраоперационной кровопотери, не приводит к значительным техническим трудностям и повышению интраоперационного риска. Сроки послеоперационного, реанимационного лечения, а также разрешения послеоперационного пареза в анализируемых группах не отличались.
Важным моментом являлась оценка комфорта пациентов в течение послеоперационного периода, что определялось потребностью в использовании наркотических анальгетиков, времени начала перорального питания и времени первого самостоятельного передвижения. По данным параметрам анализируемые группы пациентов не отличались, что позволяет говорить о сходном качестве течения послеоперационного периода, то есть симультанные лапароскопические вмешательства не снижают качества и комфорта течения послеоперационного периода у онкологических больных. В динамике лабораторных показателей общего и биохимического анализов крови, которые дифференцированно оценивались до оперативного вмешательства и в различные сроки после его завершения также не было обнаружено статистически значимых различий.
Выводы: В ходе комплексной сравнительной оценки течения раннего послеоперационного периода не было выявлено существенных различий между пациентами, перенесшими симультанные и изолированные онкологические вмешательства. Это указывает на отсутствие влияния сочетанной хирургической коррекции на тяжесть течения послеоперационного периода у онкологических больных.