Общая урология: гидронефроз

Диагноз: Гидронефроз.
Особенность: это странный синдром. Любое медленное сдавливание мочеточника приводит к нарушению оттока мочи из почки. Почка сначала увеличивается в размерах, а потом теряет функцию и гибнет. Присоединение инфекции приводит к ускорению гибели почки.
Причиной гидронефроза может служить добавочный сосуд почки, мочекаменная болезнь, опухоль забрюшинного пространства, прямой кишки или матки, сдавливающие мочеточники.

Гидронефроз

Что важно знать: лечение гидронефроза всегда должно быть направлено на удаление причины, т.е. сдавления мочеточника.
Что мы предлагаем: высокотехнологичное лечение гидронефроза – лапароскопическая операция, стентирование мочеточников, пункционная нефростомия.
Лапароскопическая операция – золотой стандарт лечения гидронефроза. Без разрезов, без боли, воспаления и уродливых рубцов.
Госпитализация: 3-4 дня. Хирургическая бригада экспертного уровня и стационар премиум-класса за разумную цену.
Для иногородних: возможность госпитализации в день приезда.

Гидронефроз

«Странные у вас в медицине термины, Диланян.
Вот, например гидронефроз. То ли почкование воды,
то ли оводянение почки…»
Из разговора с лингвистом.

Гидронефроз: диагностика

И правда, странное это заболевание – гидронефроз. Почки не болят, пациент, как правило, недоверчиво смотрит на врача, когда тот хмуро разглядывает экран УЗИ аппарата и говорит, что требуется целый комплекс обследований. Врач начинает произносить какие-то малопонятные слова: экскреторная урография, нефросцинтиграфия, 3D компьютерная томография с контрастированием, и еще – целый ряд анализов. Среди полного благополучия, без каких-либо предпосылок, совершенно здоровый человек вдруг становится пациентом с диагнозом «Гидронефроз». Возникает банальное непонимание: зачем мне операция, если у меня ничего не болит, если я чувствую себя прекрасно? Что вообще означает это непонятное слово – гидронефроз?

«Если вам сложно объяснить пациенту
сущность его болезни, значит, вы сами
эту сущность еще не постигли! Грош вам цена».
Высказывание, приписываемое проф. Вишневскому.

Гидронефроз: почки, лоханки, мочеточники

По сути, почка делится на две части: паренхиму и чашечно-лоханочную систему. Паренхима (или мясистая часть почки) вырабатывает мочу, которая скапливается в лоханке и выводится в мочеточник и мочевой пузырь (рис. 1). А вот если в месте перехода лоханки в мочеточник возникает сужение – то есть препятствие для прохождения мочи (рис. 2) - то возникает расширение чашечно-лоханочной системы: гидронефроз (рис. 3).

Возникновение гидронефроза – процесс медленный, лоханка расширяется не сразу, поэтому и нет болевых ощущений. Однако повышение давления в лоханке приводит к нарушению функции почки – последняя оказывается не в состоянии вырабатывать мочу. Давление изнутри просто губит почку, нарушает ее кровоснабжение и, в конечном итоге, приводит к ее гибели. Почка превращается в тонкостенный мешок, наполненный мочой. Попадание инфекции в этот мешок, куда не проникают антибиотики, где не действует иммунитет, приводит к гнойному воспалению, что может потребовать экстренной операции.
Еще одним подводным камнем гидронефроза является… Артериальная гипертония. Нарушение кровоснабжения почки заставляет ее вырабатывать вещества, повышающие артериальное давление. Подытоживая, можно сказать, что гидронефроз – это риск инфекции почки, риск артериальной гипертонии и риск гибели почки.
здоровая почка Сужение лоханочно-мочеточникового сегмента Гидронефроз
 Рис. 1 - Здоровая почка  Рис. 2 - Сужение лоханочно - мочеточникового сегмента Рис. 3 - Расширение чашечек и лоханки - гидронефроз.

«Лечить – так лечить»
А.Розенбаум.

Гидронефроз: лечение

Лечение гидронефроза – это, в первую очередь, тщательная диагностика – выявление причины сужения лоханочно-мочеточникового сегмента. Что это: добавочный сосуд, прижимающийся к сегменту, рубцовый процесс изнутри, возникший из-за прохождения камня, опухоль, давящий на мочеточник снаружи?  Функционирует ли еще почка, есть ли смысл попытаться ее спасти, или необходимо ее удаление? На все эти вопросы позволяют ответить ряд исследований: УЗИ, компьютерная томография, динамическая нефросцинтиграфия.
   Если почка не функционирует, если она стала источником постоянной инфекции и артериальной гипертонии, то, к сожалению, выбор невелик: необходима нефрэктомия – удаление почки.
   Однако если есть минимальная возможность спасения почки, то показано хирургическое лечение гидронефроза, смысл которого заключается в ликвидации сужения лоханочно-мочеточникового сегмента.

Гидронефроз правой почки. Экскреторная урография. Гидронефроз правой почки. Трехмерная компьютерная томография
Гидронефроз справа. Урография. То же наблюдение. Трехмерная компьютерная томография.

«Никогда не забывайте
о качестве жизни пациента»
Prof. Patel

Гидронефроз: операция

Возникает странная, даже парадоксальная ситуация: для того, чтобы удалить маленький участок мочеточника, мешающий оттоку мочи, а потом наложить несколько швов, восстанавливающих сегмент, приходится… произвести разрез 20-25 см.

Гидронефроз операция

Гидронефроз - операция.
Иссекается суженный участок лоханочно-мочеточникового сегмента, устраняется причина сужения, лоханка и мочеточник сшиваются между собой.

Пациент подвергается риску инфекции, кровопотери, спаечного процесса, в послеоперационном периоде приходится применять наркотические анальгетики для облегчения боли. Не говоря уже об уродливом рубце и вероятности образования грыжи на этом месте.
Так как же быть, если обнаружили гидронефроз? Операция или… или согласиться на гибель почки?

Выходом в данной ситуации является лапароскопическая операция гидронефроза – признанный стандарт лечения в США и Европе. 3-4 прокола, через которые вводятся специальные инструменты, позволяют обойтись без всех побочных эффектов хирургии из большого разреза. Нет боли, воспаления и спаечного процесса, нет уродующих шрамов, госпитализация длится не более 3-4 дней. При этом, использование специальных оптических инструментов позволяет до 10 раз увеличить зону хирургического вмешательства и выполнить операцию по поводу гидронефроза прецизионно, с ювелирной точностью.

Вот преимущества, которые я предлагаю своим пациентам.

• Опыт: более 300 лапароскопических операций
  • Команда: хирургическая бригада экспертного уровня
  • Оборудование: немецкое оборудование Karl Storz
  • Комфорт: стационар премиум-класса, внимание профессионального медперсонала