+7(499)344-03-03
Register for reception
The whole site
Register for reception
Oganes E. Dilanyan
Urologist, MD, PhD
+7(499)344-03-03

Hydronephrosis

In this article

Signs, Symptoms and consequenses of hydronephrosis

Hydronephrosis is a kidney condition which manifests as widening of the  renal pelvis and calices  due to constriction of renal ducts which leads to the kidneys dying. In this article I will tell you about the problems caused by this condition and modern method of treatment which is laparoscopic hydronephrosis surgery. 

Diagnosis: Hydronephrosis

Specific characteristics: hydronephrosis belongs to a group of conditions that are commonly called a “Silent Killer”. It would seem there is nothing sinister about the widening of the renal pelvis and calecyal kidney system? In most cases the affected kidneys do not cause much discomfort. They first increase in size and then loose their function and fail. Presence of infection speeds up the process of this organ’s failure.

The cause of hydronephrosis is usually a small constriction of the renal duct, which can be caused by a constricting blood vessel for example, but unfortunately sometimes other contributing constricting factors can be seen such as retroperitoneum, bowel or uterus tumours which in turn block the renal ducts.   

Hydronephrosis: Surgery

image/svg+xml

-Laparoscopic surgery for hydronephrosis is the “gold standard” of hydronephrosis treatment. It’s a highly effective method without insicions, pain and ugly scarring.

-Urethral stenting and paracentetic nephrostomy – are the minimally traumatic methods which we use to drain urine in two cases. First, in cases of advanced last stages of hydronephrosis and second when the urethra is constricted by a tumour and stenting or paracentetic nephrostomy help avoid impared kidney function.

Common symptoms of hydronephrosis

“Intermittent dragging pain in the side. Went to a clinic, had an ultrasound, got a hydronephrosis diagnosis”; “Had practically no symptoms, went for a routine health check for work, which detected widening of the kidney”; “ Had sharp pain in the side, called an ambulance. Was told it was renal colic but there were no stones. Underwent some tests which detedced widening of renal pelvis. These are the words of the patients suffering from hydronephtosis. Symptoms don’t manifest themselves very vividly and then in a seemingly fit and well patient there is a shocking discovery – kidney disease. It is even worse if the condition is only detected in it’s 3rd stage and the patient is refferred by their GP to have the kidney removed.

What an astonishingly strange illness, No pain, the patient is usually very suspicious of the doctor, when they are looking  at the ultrasound screen quite concerned and tell the patient that more tests are needed. The doctor starts saying some words that are hard to understand: excretory urography, 3D CT scan with contrast and many other tests. Out of the blue a previously healthy person becomes a patient with a diagnosis of “Left kidney hydronephrosis”. There is confusion: Why do I need surgery if nothing hurts? What does this hydronephrosis even mean?

“You doctors have interesting terminology. Take hydronephrosis for example. Is it the pooling of water or the watering of the kidney…could be either.”
From a conversation with a linguist.

Hydronephrosis is a progressive widening of the kidney (it’s pelvis and calices) as a result of urethral constriction and disturbances in the dreainage of urine. Without treatment it can lead to kidney failure.

Hydronephrosis: kidneys, renal pelvis and renal ducts

Bascically the kidney is comprised out of two parts: parenchymatous tissue and pelvicalyceal system Parenchymatous tissue (or the fleshy part of the kidney) produces urine, which in turn collects in the renal pelvis and is drained into the renal duct and the bladder. And if in the place where renal pelvis meets the renal duct there is a constriction then the renal duct starts to widen and hydronephrosis develops.

«
»
Healthy kidney with calices, renal pelvis and top part of renal duct
Abnormal blood vessel in front of the renal duct
Constriction developing where the blood vessel crosses the renal duct
Disruption of urine drainage and widening of the renal duct. Decreased kidney function.
Hydronephrotic transformation: kiedney tissue deterearation.
“ If you find it difficult to explain to the patient the essense of their illness it means you have not quite grasped the essence yourself! And therefore are worthless”.
A quote allegedly belonging to Professor Vishnevsky.

Hydronephrosis of the kidney: What is it and what is the outcome?

One would think what’s the big deal, it’s just a widened kidney. No pain, feeling fine, it’s simply not logical to advise a woman against getting pregnant before an operation for hydronephrosis has been performed. Or not allow a pilot to fly, after all it’s only a bit of pain, so what?

It is very important to understand that the condition develops slowly, the renal pelvis does not widen overnight and therefore there is no pain. But the increasing pressure on the renal pelvis leads to some functional abnormalities and the body finds itself unable to produce urine. Why produce it if the urine already produced does not drain. 

The pressure from within simply destroys the kidney, disturbs it’s blood supply by compressing all blood vessels and in the end causes it to die having turned into a urine-filled sack. When infection gets into this sack, where antibiotics cannot reach, where the immune system is not effective, it leads to purulent inflammation which in turn may require emergency surgery.

This is why the widening of renal pelvis requires urgent diagnosis and prompt treatment. For any doctor the need to remove the kidney constitutes defeat because they were unable to save the organ. It is hard to even imagine what the patient feels when told that instead of a healthy kidney all that’s left is an empty sack that needs to be removed.

Hydronephrosis carries a risk of pyelonephritis, arterial hypertention and renal failure.

Hydronephrosis of right and left kidney during pregnancy

-Doctor, I have been diagnosed with right kidney hydronephrosis and referred to you to have the kidney removed! I have been strongly advised against getting pregnant! I have always been healthy, I excersise, don’t drink or smoke…
Before me sits a young women in tears. She recently got married and they were planning to start a family. She went for a kidney ultrasound as part of pre-pregnancy checks and was hit with the diagnosis of right kidney hydronephrosis. 
- Wait, please don’t cry, - I give her a glass of water and smile. You have been referred here for a consultation and quite possibly not to have the kidney removed. Have you had a CT scan? Do you have a CD? 
-Yes.
I load the CD to play. It is rather strange but her right kidney looks completely normal. But the left not quite. Left renal pelvis is widened in the 3rd degree. I tell this to my patient. Oh yes, you are right, she says, left kidney hydronephrosis, not right kidney.  I perform a 3D reconstruction of the pictures. I can clearly see the additional blood vessel of the kidney that is bocking the uretropelvic junction. The kidney function is severely decreased and this can be seen on nephrooscintigraphy so the doctor that recommended kidney removal was seemingly right. 
- Is there no other way? – Asks the patient with despair. Is kidney removal the only option? You must be able to do something when you diagnose double-sided hydronephrosis instead of removing both kidneys? 
- Your question is very valid. You see, if the drainage of the urine is blocked, be it from one kidney or both all our diagnostics tools, even the most powerful do not quite allow us to judge the remaining reserves of the affected kidney. The kidney is not functioning and technically it needs to be removed.
-Technically? 
- Well yes. Let’s do the following. We will place a thin tube called a nephrostomy tube into your kidney. This way we will remove the blockage preventing the urine from draining and will allow your body to utilise it’s reserves. If after one month the kidney recovers and starts producing urine we will perform a laparoscopic uretropelvic junction-plasty and will not have to remove the kidney.  
 

“The road to excess leads to the place of wisdom”
William Blake, The marriage of Heaven and Hell

Treatment of Hydronephrosis of left and right kidneys

Treatment of Hydronephrosis starts with the correct and thorough diagnosis and identifying the cause of hydronephrosis.
What is it: the additional blood vessel, pressing onto the UPJ, internal scarring due to the passing of a stone or a tumour, applying external pressure onto the renal duct?
 

The most common cause of Hydronephrosis is the presence of an additional blood vessel of the kidney which presses against where the renal duct joins the renal pelvis and with time it creates a constriction which leads to the narrowing of the erwtropelvic junction.

Tests for hydronephrosis and suspected hydronephrosis

Is the kidney still functioning? Is there any point in trying to save it or is it nessesary to remove it? All these questions can be answered with the following tests: Ultrasound, CT scans and dynamic nephroscintigraphy. 
If the kidney is no longer functioning and has become the source of constant infection and arterial hypertention then unfortunately we have no choice but perform a nephrectomy and get the kidney removed. 
However if there is even the smallest chance that the kidney can be saved, surgical treatment of Hydronephrosis is recommended. This treatment consists of removing the narrowing of the urethropelvic junction.
 

Common Urine Test

This will tell us if there is an infection present and allow us to determine the density of urine and therefore assess kidney function.

Biochemical Ananlysis

... a basic metabolic panel that measures blood urea nitrogen (BUN) and creatinine among other things and assesses kindey function as well as compensation abilities of the other kidney. 

Kidney Ultrasound

Allows us to detect the disease and assess the size of renal pelvis and whether kidney stones are present. 

CT Scan

Is the most valuable of all tests. It helps detect the reason for the widening of uretropelvic junction.

Dynamic Nephroscintigraphy

This test provides accurate information regarding renal function impairment and often saves the patient from unnesesarry removal of the kidney.

Retrograde Urethrogram

In cases of doubt (questionable cases?) this allows to check for the presence of constrictions and stones along the whole of the renal duct as well as detect any tumours. 

Arterial hypertention is another hidden pitfall of this disease. The disruption of blood supply to the kidney makes the kidney produce chemicals that in turn raise blood pressure. To sum up it is safe to say that hydronephrosis poses a risk of infection, arterial hypertensia and risk of kidney failure.  .

“Never forget about the patient’s quality of life”
Professor Patil

Hydronephrosis: Types of surgery

The essence of hydronephrosis surgery is in removing the cause of urine drainage obstruction. In most cases it is removing the narrowed part and restoring permeability of the junction.

«
»
Narrowed uretropelvic junction and abnormal blood vessel in front of the constriction...
The narrowed part of the renal duct is removed surgically...
Renal pelvis and renal duct are then sewn together...
…and the abnormal blood vessel is moved to the back of the junction to prevent relapses
The final result: the constriction is removed and the blood vessel is moved to the back.

We are then faced with a sort of a conundrum. To remove a very small part of the renal duct that is preventing urine from draining and then apply a few sutures that will restore the junction we have to make a 20-25 cm insicion. The patient then risks infection, bleeding, adhesion and needs pain killers after the surgery. Not to mention the ugly scar and the risk of hernia in the area.  .
So what shall we do when we detect this disease? Operate or resign ourselvess to kidney failure?

Laparoscopic surgery for Hydronephrosis

The way out in this situation is laparoscopic surgery for hydronephrosis which is a recognised standard in the US and Europe. 3-4 punctures which are used to insert the instruments allow us to avoid all the side effects of open surgery with a bigger insicion There is no pain, no inflammation or adhesion, no ugly scars and the patient is only hospitalised for 3-4 days. At the same time the use of specialised optical tools allows us to magnify?the area that is being operated on up to 10 fold and carry out the hydronephrosis surgery with maximum precision. 

Advantages of laparoscopic surgery for Hydronephrosis

 

 

Lack of trauma

Laparoscopic surgery is performed with 3-4 punctures which are no bigger than 5 mm. We use mini laparoscopic instruments for laparoscopic Hydronephrosis surgery.

No bleeding

Laparoscopy allows us to magnify the surgical area up to 10 times therefore seeing more clearly and avoid accidental damage to even the smallest blood vessels.

Pain free

The lack of single wide incision through the skin and the muscle by itself guarantees the patient the absence of post surgery pain. The 5 mm puncture simply does not hurt as much. 

No infections

As the abdomen cavity remains intact the abdominal organs do not come into contact with the environment. The microbes simply cannot get there and cause any inflamation. 

Fast recovery

The patient can be discharged to go home two-three days after laparoscopic surgery. And return to work after one week or even earlier.

No hernias

Unlike open single insicion surgeries, laparoscopic surgery for hydronephrosis never causes hernias. This is simply due to the absence of incision.

One year after the surgery...

- Hello doctor, may I come in?  – My patient stands in the doorway. It has been a year since her surgery. 
- Please come in, I say,  and note with surprise that she is 5 or 6 months pregnant! 
- My patient laughs. – They have sent me here from the maternity clinic to get a kidney ultrasound just to make sure everything is ok. Everything is fine! I just though I’d pop in to show it to you. 
- I look at her ultrasound pictures and everything really is fine.  
- I have a gift for you, says my patient and hands me a bag. – Just a small thank you! I thought the bag would contain some sort of alcoholic beverage but it was a very rare book by Jan Kutcher titled “Hydronephrosis”…

Information for foreign patients:

If you require treatment for hydronephrosis in Moscow please contact us. We will arrange admission to hospital on the same day you arrive and will carry out all the nessesary tests and investigations and perform the surgical procedure one or two days after your arrival. You will be able to return home after 4 days. 

Your city - Ashburn. Learn how we can organize your visit to Moscow for treatment.

+7(499)344-03-03 +7(916)657-61-72 24 запись на прием круглосуточно
Записаться на прием
Оганес Эдуардович Диланян
Хирург–уролог–онколог, к.м.н.
image/svg+xml Городская клиническая больница им. А.К.Ерамишанцева
Москва, ул Ленская, д.15
+7(499)344-03-03
+7(916)657-61-72
24 запись на прием круглосуточно

Гидронефроз

Диагноз: гидронефроз

Особенность: гидронефроз – из той серии заболеваний, которые принято называть «молчаливая убийца». Казалось бы, ну что такого в расширении чашечно-лоханочной системы почки? Ведь в большинстве случаев пораженные гидронефрозом почки особо и не болят. Они сначала увеличиваются в размерах, а потом теряют функцию и гибнут. Присоединение инфекции приводит к ускорению гибели почки. Причиной гидронефроза служит, как правило, небольшое сужение мочеточника, например, из-за сдавливающего сосуда, однако, к несчастью, иногда обнаруживаются худшие сдавливающие факторы: опухоли забрюшинного пространства, кишки или матки, блокирующие мочеточники. 

Гидронефроз: операция
image/svg+xml

-Лапароскопическая операция гидронефроза – «золотой стандарт» лечения гидронефроза. Это высокоэффективная методика без разрезов, без боли и уродующих шрамов.
-Стентирование мочеточника и пункционная нефростомия – это минимально травматичные методы, которые мы применяем с целью восстановления оттока мочи в двух случаях. Первый случай – когда имеется последняя стадия гидронефроза: эти методы иногда позволяют спасти почку. Другой случай – когда мочеточник сдавлен опухолью – стентирование или пункционная нефростомия позволяют не допустить почечной недостаточности.

«Периодически тянет в боку, пошел в клинику, сделали УЗИ, сказали гидронефроз почки»; «Практически ничего не беспокоил, с работы отправили на диспансеризацию, выявили расширение почки»; «Как-то прихватило в боку, скорую вызывал. Сказали – почечная колика, но камней не было. Обследовали – гидронефроз». Таковы жалобы подавляющей части пациентов с гидронефрозом. Среди полного здоровья, как гром среди ясного неба – на тебе, больные почки. Хуже, если выявлен гидронефроз уже 3-й стадии и врач поликлиники пишет направление на удаление почки. 

Поразительное, странное заболевание. Почки не болят, пациент, как правило, недоверчиво смотрит на врача, когда тот хмуро разглядывает экран УЗИ аппарата и говорит, что требуется целый комплекс обследований. Врач начинает произносить какие-то малопонятные слова: экскреторная урография, нефросцинтиграфия, 3D компьютерная томография с контрастированием, и еще – целый ряд анализов. Среди полного благополучия, без каких-либо предпосылок, совершенно здоровый человек вдруг становится пациентом с диагнозом «Гидронефроз левой почки». Возникает банальное непонимание: зачем мне операция, если у меня ничего не болит? Что вообще означает это непонятное слово – гидронефроз?

«Странные у вас в медицине термины, Диланян.Вот, например гидронефроз. То ли почкование воды, то ли оводянение почки…»
Из разговора с лингвистом.

Гидронефроз – это прогрессирующее расширение почки (ее лоханки и чашечек) вследствие сдавления мочеточника и нарушения оттока мочи. Исходом гидронефроза без лечения является гибель почки.

Гидронефроз: почки, лоханки, мочеточники

По сути, почка делится на две части: паренхиму и чашечно-лоханочную систему. Паренхима (или мясистая часть почки) вырабатывает мочу, которая скапливается в лоханке и выводится в мочеточник и мочевой пузырь А вот если в месте перехода лоханки в мочеточник возникает сужение – то есть препятствие для прохождения мочи - то лоханка почки расширяется, или, иначе говоря, возникает гидронефроз.

Здоровая почка
Аномальный сосуд в конфликте с мочеточником
Формирование сужения мочеточника в месте конфликта с сосудом
Расширение чашечек и лоханки - гидронефроз
image/svg+xml
image/svg+xml
«Если вам сложно объяснить пациенту сущность его болезни, значит, вы сами эту сущность еще не постигли! Грош вам цена».
Высказывание, приписываемое проф. Вишневскому.

Что случится с почкой при гидронефрозе?

Казалось бы, ну расширилась почка, ну и что? Ведь не болит же ничего, самочувствие прекрасное, ну нелогично это – запретить женщине беременеть и рожать до операции по поводу гидронефроза. Или не допустить летчика до полета – ну заболело разок, ну и что? 
Крайне важно понимать, что возникновение гидронефроза – процесс медленный, лоханка расширяется не сразу, поэтому и нет болевых ощущений. Однако повышение давления в лоханке приводит к нарушению функции почки – последняя оказывается не в состоянии вырабатывать мочу. Зачем вырабатывать, если уже выработанное не выходит?  
Давление изнутри просто губит почку, за счет сжатия мелких сосудов нарушает ее кровоснабжение и, в конечном итоге, приводит к ее гибели. Почка превращается в тонкостенный мешок, наполненный мочой. Попадание инфекции в этот мешок, куда не проникают антибиотики, где не действует иммунитет, приводит к гнойному воспалению, что может потребовать экстренной операции.
Вот почему гидронефроз необходимо вовремя оперировать. Для любого врача необходимость удалить почку – это его поражение, ведь не удалось спасти орган. Что чувствует пациент, когда ему сообщают, что вместо почки остался пустой мешок, который необходимо удалить – сложно себе представить… 

Гидронефроз – это риск пиелонефрита, артериальной гипертонии и гибели почки

Обычная ситуация в практике

-Доктор, у меня нашли гидронефроз правой почки. Направили к вам удалять почку! Не разрешают беременеть! Я всегда здоровая была, спортом занималась, не пила, не курила…
Передо мной, не сдерживая слезы, сидит молодая девушка. Недавно вышла замуж, собирались завести ребенка, прошла УЗИ почек в женской консультации, во время которого ее и огорошили диагнозом - гидронефроз правой почки. 
-Погодите, пожалуйста, не плачьте, - Я протягиваю ей стакан воды, улыбаюсь, - Вас направили на консультацию, и, возможно, вовсе не для удаления почки. Компьютерную томографию делали? Диск есть? 
-Ага.
Загружаю диск в рабочую станцию. Странно, но правая почка выглядит совершенно нормально. Вот левая почка – да. Гидронефроз слева, 3-й степени. Говорю об этом пациентке. 
-Ой, да, точно, -Смущается она, - гидронефроз левой почки, не правой. 
Выполняю трехмерную реконструкцию снимков. Совершенно отчетливо виден добавочный сосуд почки, блокирующий лоханочно-мочеточниковый сегмент. 
Почка практически не функционирует, это видно на нефросцинтиграфии, – врач, сказавший, что почку нужно удалять, на первый взгляд, был прав…
-Неужели нет никакого выхода? – Обреченно спрашивает пациентка, - Неужели только удалять почку? Вы же что-то делаете, когда обнаруживется двухсторонний гидронефроз? Не удалять же обе почки? 
-Вопрос, в сущности, правильный. Видите ли, если есть блок выхода мочи из почки, хоть из одной, хоть из обеих, то все наши, даже самые мощные, диагностические возможности, не позволяют нам судить об оставшихся резервах почки. Почка не работает и все, формально ее надо удалить.
-Формально? 
-Ну да. Давайте поступим следующим образом. Мы установим Вам нефростому – тонкую трубку в почку. Таким образом мы уберем блок оттока мочи и дадим почке проявить свои резервные возможности. Если за месяц почка придет в себя и начнет вырабатывать мочу – тогда сделаем лапароскопическую операцию – пластику лоханочно-мочеточникового сегмента. Удалять почку не придется.

«Лечить – так лечить…»
врач и артист А.Я.Розенбаум

Гидронефроз: лечение.

Лечение гидронефроза – это, в первую очередь, тщательная диагностика – выявление причины возникновения гидронефроза.
Что это: добавочный сосуд, прижимающийся к сегменту, рубцовый процесс изнутри, возникший из-за прохождения камня, опухоль, давящий на мочеточник снаружи?

Наиболее частая причина гидронефроза – это наличие добавочного, аномального сосуда почки, который прижимается к месту выхода мочеточника из лоханки и с течение времени создает стриктуру – сужение лоханочно-мочеточникового сегмента.

Функционирует ли еще почка, есть ли смысл попытаться ее спасти, или необходимо ее удаление? На все эти вопросы позволяют ответить ряд исследований: УЗИ, компьютерная томография, динамическая нефросцинтиграфия. 
Если почка не функционирует, если она стала источником постоянной инфекции и артериальной гипертонии, то, к сожалению, выбор невелик: необходима нефрэктомия – удаление почки.
Однако если есть минимальная возможность спасения почки, то показано хирургическое лечение гидронефроза, смысл которого заключается в ликвидации сужения лоханочно-мочеточникового сегмента.

1 Общий анализ мочи

отвечает, в первую очередь, на вопрос, есть ли инфекция. Также по нему можно судить о плотности мочи, т.е. опосредованно – о функции почек.

2 Биохимический анализ крови

... а точнее – анализ на креатинин и мочевину, позволяет оценить степень поражения почек и компенсаторные возможности другой почки.

3 УЗИ почек

Это первое обследование, при котором обнаруживается гидронефроз. Позволяет оценить размеры почки и лоханки, наличие камней и ряд других параметров

4 Компьютерная томография

наиболее ценное исследование при гидронефрозе. Позволяет найти причину расширения чашечно-лоханочной системы.

5 Динамическая нефросцинтиграфия

дает точные данные в процентах о нарушениях функции почки. Зачастую оберегает пациента от необоснованного удаления почки.

6 Ретрографдная уретерография

в сомнительных случаях позволяет ответить на вопрос о наличии сужений и камней во всем мочеточнике и о наличии опухолей мочеточника

Еще одним подводным камнем гидронефроза является… Артериальная гипертония. Нарушение кровоснабжения почки заставляет ее вырабатывать вещества, повышающие артериальное давление. Подытоживая, можно сказать, что гидронефроз – это риск инфекции почки, риск артериальной гипертонии и риск гибели почки.

«Никогда не забывайте о качестве жизни пациента!»
проф. Патиль.

Гидронефроз: виды операций

Сущность операции гидронефроза заключается в устранении причины нарушения оттока мочи. В наиболее частом случае – это иссечения суженного участка и восстановление проходимости сегмента. 

Иссекается суженный участок
Лоханка и мочеточник сшиваются между собой...
...с предварительным установлением стента
Восстановленное соустье между лоханкой и мочеточником
image/svg+xml
image/svg+xml

Возникает странная, даже парадоксальная ситуация: для того, чтобы удалить маленький участок мочеточника, мешающий оттоку мочи, а потом наложить несколько швов, восстанавливающих сегмент, приходится… произвести разрез 20-25 см.
Пациент подвергается риску инфекции, кровопотери, спаечного процесса, в послеоперационном периоде приходится применять наркотические анальгетики для облегчения боли. Не говоря уже об уродливом рубце и вероятности образования грыжи на этом месте.
Так как же быть, если обнаружили гидронефроз? Операция или… или согласиться на гибель почки?

Лапароскопическая операция гидронефроза

Выходом в данной ситуации является лапароскопическая операция гидронефроза – признанный стандарт лечения в США и Европе. 3-4 прокола, через которые вводятся специальные инструменты, позволяют обойтись без всех побочных эффектов хирургии из большого разреза. Нет боли, воспаления и спаечного процесса, нет уродующих шрамов, госпитализация длится не более 3-4 дней. При этом, использование специальных оптических инструментов позволяет до 10 раз увеличить зону хирургического вмешательства и выполнить операцию по поводу гидронефроза прецизионно, с ювелирной точностью.

1 Отсутствие травмы

Лапароскопическая операция выполняется из 3-4 проколов не более 5 мм. Для лапароскопической операции гидронефроза мы используем мини-лапароскопические инструменты.

2 Отсутствие кровопотери

Лапароскопия позволяет до 10 раз увеличить вид операционного поля, четко видеть и не пересекать случайно даже самые маленькие сосуды.

3 Безболезненность

Само по себе отсутствие широкого разреза через кожу и мышцы гарантирует пациента от послеоперационных болевых ощущений. Прокол длиной 5 мм просто не может болеть.

4 Отсутствие инфекций

Так как брюшная полость остается закрытой, органы живота просто не имеют контакта с внешней средой. Микробам попросту неоткуда проникнуть и вызвать воспаление.

5 Быстрая реабилитация

Через два - три дня после лапароскопической операции гидронефроза пациент вполне может идти домой. А максимум через неделю приступить к работе.

6 Отсутствие грыж

В отличие от полостных операций, после лапароскопической операции гидронефроза грыжи не встречаются. Просто потому, что нет разреза.

Прошел год после операции...

-Здравствуйте, Оганес Эдуардович, можно? – В дверях стоит моя пациентка. Прошел год после операции. 
-Заходите. Ого! - Удивляюсь я, - Да Вы на 5-м или 6-м месяце беременности!
-Ага, - Счастливо смеется пациентка, - Из женской консультации отправили, сказали, чтобы я контрольное УЗИ почек сделала! Вот! Все хорошо. Зашла показать.
-Ага, ага, - Я смотрю снимки, - Действительно, все хорошо. 
-Оганес Эдуардович, у меня для Вас подарок, - Смущенно говорит пациентка и протягивает мне пакет, - В знак благодарности!
…Я думал, в пакете какой-нибудь алкогольный напиток. Но там была Книга. Ян Кучера, “Гидронефроз”. Библиографическая редкость, между прочим…

Информация для иногородних пациентов:

Если Вам требуется лечение гидронефроза в Москве, свяжитесь с нами. Мы организуем госпитализацию в день приезда, проведем необходимые обследования и выполним операцию через день-два после Вашего приезда. Еще через 4 дня Вы сможете уехать домой. 

Ближайшее свободное время для приема:
Запишитесь на прием
Как к нам добраться:
Городская клиническая больница им. А.К. Ерамишанцева

На общественном транспорте
От метро Бабушкинская.
Первый вагон из центра. Выход направо и еще раз направо. Выходя из метро, Вы окажетесь на Енисейской улице, в качестве ориентира – слева через улицу Вы увидите часовню Св. Николая. Идите прямо по Енисейской улице, пройдите по пешеходному переходу улицу Менжинского, дальше – следуйте прямо до перекрестка Енисейской улицы с Ленской (около 250 метров). Перекресток со светофором. Поверните налево, переходите Енисейскую улицу и следуйте прямо по Ленской улице около 70 метров. Справа от Вас будет проходная ГКБ им. А.К.Ерамишанцева. 
На личном автотранспорте.
Из центра: по Проспекту Мира прямо. Съезд направо на улицу Летчика Бабушкина, после – держитесь левее и выезжайте на Енисейскую улицу. По Енисейской – прямо до Ленской улицы. Поворот направо на Ленскую. Справа от Вас – проходная ГКБ им. А.К.Ерамишанцева.
Из МКАД: съезд на Осташковскую улицу, дальше прямо по Енисейской до пересечения с Печорской улицей. Разорот. Прямо до светофора на Ленской, на светофоре – направо на Ленскую. Справа от Вас – проходная ГКБ им. А.К.Ерамишанцева.

Координаты: 55.865801, 37.666290