Биопсия простаты

Время чтения: 3 мин.
О единственном точном способе диагностики рака простаты

Биопсия простаты - это единственный точный и надежный способ выявления рака предстательной железы. Это легкопереносимая, безболезненная процедура, в случае выполнения ее под контролем современного УЗИ аппарата экспертного класса, и, что немаловажно, под легким внутривенным обезболиванием.

Биопсия предстательной железы

Диагностика онкологических заболеваний в подавляющем большинстве случаев бессмысленна без биопсии. Посудите сами: на ранней стадии рака простаты единственным признаком заболевания является повышение ПСА. Причинами повышения ПСА может быть не только рак предстательной железы, но и простатит или аденома простаты. Вот у врача на руках бланк анализа ПСА. Есть подозрение, что у пациента рак. Что ему делать? Есть лишь одно исследование, позволяющее удостовериться в диагнозе – это биопсия предстательной железы – забор небольших участков ткани простаты на исследование под микроскопом – гистологию. Сегодня это единственный достоверный метод диагностики рака простаты.

Биопсия простаты без боли

image/svg+xml

Само по себе выражение «биопсия простаты» звучит уже страшно. Всем известно, что это исследование почти всегда имеет отношение к онкологии. Мало того: те, кто проходили эту процедуру, утверждают, что никогда в жизни без обезболивания повторно ее не пройдут.
Откуда это берется?
Во-первых, в большинстве клиник до сих пор применяются старые способы, которые сами по себе болезненны.
Во-вторых, часто клиники просто пренебрегают анестезией, а ведь всего 5 мл местного анестетика позволит провести биопсию простаты без какого-либо дискомфорта для пациента.
Пациент встает перед выбором: страх перед раком простаты или страх перед болью из-за процедуры.

Биопсия простаты — единственный способ точной диагностики рака предстательной железы. Процедуру нужно сделать при повышении ПСА и пальпируемом плотном участке в простате, а ее цель — забор ткани для гистологического анализа и уточнение диагноза.

Пояснение из практики: как проводится биопсия простаты?

— Ну ведь незначительное же повышение ПСА, Оганес Эдуардович! Всего-то на единицу. А вы сразу в лоб – биопсия простаты. Давайте подождем, а? —  с раздражением в голосе говорит пациент.
— Когда у вас, Виктор Петрович, ПСА будет повышен значительно, смысл исследования сведется лишь к подтверждению неоперабельного рака простаты. И к констатации того факта, что и вы, и я  жестоко просчитались. Вы — не согласившись на 10-минутную процедуру, плюнув на «повышение ПСА всего-то на единицу», а я — не объяснив вам опасность этого самого повышения и не убедив в необходимости исследования, – отвечаю я.
— Нет, ну неужели нету каких-нибудь других способов? МРТ там, КТ… Я с детства боюсь всяких иголок, — вдруг смущается и краснеет мой пациент.
— Смотрите, Виктор Петрович. При повышении ПСА, при нарушении соотношениия свободного и общего ПСА, при пальпируемом твердом участке в предстательной железе обязательна биопсия предстательной железы. У вас все три фактора, хотя, даже наличие одного из них является абсолютным показанием к проведению исследования. Надо знать и понимать, что вот это вот «повышение всего-то на единицу» может быть обусловлено очень маленькой опухолью, еще не вышедшей за пределы предстательной железы. Да что там, очень маленькой. Иногда этот участок составляет не более процента всего объема простаты.
— Поймите, Оганес Эдуардович, мне просто страшно. Вон, моему брату делали, он ужасы про боль в кишке рассказывал. И, что характерно, опухоль-то не обнаружили! Только на повторной процедуре через три месяца… — Виктор Петрович морщится, воспоминания ему явно причиняют боль. — Эти три месяца, видимо, и сделали свое черное дело… ПСА подскочил до 90, признали брата неоперабельным… Страшно.
— Погодите. Когда и каким способом вашему брату делали биопсию? — недоумеваю я.
— Лет девять-десять назад. Как он рассказывал: хирург ввел палец в кишку, а за пальцем - иглу. Сначала справа уколол, потом слева, — хмурится пациент.
— Это очень старая методика, она не применяется сейчас, Виктор Петрович, — говорю я, достаю лист бумаги и начинаю рисовать ему схему простаты и биопсии предстательной железы под УЗИ-контролем. — смотрите: в прямую кишку вводится специальный ультразвуковой датчик. Мы получаем изображение предстательной железы в двух проекциях — датчик у нас биплановый, т.е. можем четко прицелиться в нужные участки простаты и взять 10–12 биоптатов, что практически всегда исключает необходимость повторной биопсии. Игла проходит через канал датчика, не царапая по пути прямую кишку.
— Все-таки игла, да? — обреченно спрашивает Виктор Петрович.
— Хм. Она, конечно, называется иглой. Но имеет значительные отличия от обычной, которая медленно входит в ткань, разрывая ее. Мы же используем высокоскоростной биопсийный «пистолет», поэтому вы не будете ощущать медленный вход иглы, вы услышите лишь щелчок. Самый неприятный момент — это установка тампона с антибактериальной мазью после процедуры в прямую кишку, и то, вы не будете этого ощущать, так как еще до процедуры мы введем в прямую кишку обезболивающий гель.
— Ладно, — нехотя соглашается с моими доводами Виктор Петрович, — давайте делать. Когда?
— Скажите, вы принимаете какие-либо лекарства? — задаю я один из самых важных вопросов, — Аспирин, варфарин, кардио-магнил…
— Нет, ничего не принимаю. Вообще никаких таблеток.
— Тогда можно послезавтра.
— Давайте. Что от меня требуется?
— Небольшая подготовка. Вечером перед биопсией простаты — очистительная клизма. Утром постараться ничего не есть, только попить. Можно морс, сладкий чай. Антибиотик начните пить вечером до манипуляции.
— Какие побочные эффекты?
— Может появиться незначительное количество крови в моче. После манипуляции вы будете находиться под наблюдением в стационаре примерно два часа, чтобы мы могли проконтролировать наличие крови на тампоне из прямой кишки.

Подготовка к биопсии предстательной железы

Подготовка к биопсии простаты включает

• Отмена приема разжижающих кровь препаратов (аспирин, кардио-магнил, варфарин и т.п.) за несколько дней до процедуры.
  • Прием антибактериального препарата за 12-24 часов до процедуры. Назначается врачом!
  • Очистительная клизма за 12 часов до манипуляции
  • Процедура проводится натощак
История из практики: после биопсии простаты.

Через 2 часа после процедуры:
-Ну что, Виктор Петрович, как Ваши дела?
-Не так страшен черт, как его малюют, - улыбается пациент, - Я себе ужасов всяких напридумывал, оказалось, только нервы себе зря потрепал. Когда можно домой?
-Как только помочитесь.
-А я уже. Каких-либо проблем с этим не было.
-Ну, тогда смело можете домой. Будьте со мной на связи, обратите внимание на повышение температуры, какие-либо нарушения мочеиспускания и кровь из прямой кишки. Вероятность всего этого крайне низкая, меньше 0,2%.
-Хорошо, Оганес Эдуардович. Когда свяжемся?
-Свяжемся через несколько дней, когда будет готова гистология. Если что-то будет беспокоить, обязательно позвоните.

Информация для иногородних пациентов:

Если Вам требуется биопсия простаты в Москве, свяжитесь с нами. Мы организуем госпитализацию в день приезда, проведем процедуру в тот же день. Вечером Вы уже сможете поехать домой.